Что считать простоем и как за него платить.
Профсоюзы и актеры выступили против подготовленного Минтрудом законопроекта, фактически приравнивающего оплату времени, когда творческие работники не участвуют в создании и исполнении произведений или не выступают, к оплате периода простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
КАК ПЛАТИТЬ МЕНЬШЕ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ ВОВСЕ
Минтруд подготовил законопроект “О внесении изменений в статью 157 Трудового кодекса РФ” — о введении госгарантии по оплате труда творческих работников в период, когда они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. А именно — не меньше 2/3 тарифной ставки, должностного оклада и не ниже федерального МРОТ, рассчитанных пропорционально указанному периоду. Также проектом предлагается дополнить ст. 157 ТК РФ частью 6: не оплачивать время, в течение которого творческие работники по неуважительным причинам не участвуют в создании и (или) исполнении произведений или не выступают. Этот период может оплатить работодатель из средств, полученных из приносящей доход деятельности, в размере и порядке, установленном колдоговором, локальным актом, трудовым договором.
МНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Предлагаемый законопроектом подход в Общероссийском профсоюзе работников культуры охарактеризовали как незаконный и несправедливый, а также противоречащий смыслу постановления КС РФ от 06.10.2021 № 43-П. Напомним, в этом случае Конституционный суд принял решение в пользу солистки Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики Людмилы Мининой: недопустимо произвольно сокращать зарплаты артистам, не занятым в творческом процессе.
КС РФ указывает, что даже при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника, когда трудовые обязанности работником вообще не выполняются, ему выплачивается не меньше 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). А оплата периода неучастия в творческом процессе или невыступления творческого работника не может быть применима как оплата лиц, вынужденно приостановивших работу вследствие простоя, поскольку они не задействованы в театрально-постановочном процессе (и чаще всего по независящим от них причинам) и по факту продолжают исполнять отдельные трудовые обязанности — от встреч со зрителями до занятий тренажем.
Наконец, КС РФ указывает: ч. 5 ст. 157 ТК РФ “не предполагает произвольного снижения размера оплаты труда творческих работников за время, в течение которого они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают”. Но проект федерального закона, по сути, вступает в противоречие с постановлением Конституционного суда.
ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
При обсуждении законопроекта в комитете Госдумы по культуре председатель Общероссийского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова выразила несогласие с предлагаемым размером оплаты периода, когда творческие работники не участвуют в создании произведений или не выступают.
Профсоюз считает справедливым установление оплаты такого периода в размере не меньше средней зарплаты творческого работника, рассчитанной пропорционально “времени неучастия”. Кроме того предлагается не дополнять ст. 157 ТК РФ частью 6, а также исключить часть 5 и ввести в ТК РФ новую норму — 157.1. В статье предлагается сформулировать, что если творческие работники “в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не ниже средней заработной платы, рассчитанной пропорционально времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают”.
Председатель Московской территориальной организации профсоюза Лидия Фомина говорит, что ситуация, когда актерам не дают играть в спектаклях и платят 2/3 от оклада, в столичных театрах не редкость:
— Для остальных категорий работников в нашей стране, если простой происходит по вине работодателя, происходит выплата 2/3 от средней зарплаты. А вот для творческих работников, согласно статье 157 ТК РФ, это время можно и не оплачивать, если это не прописано в колдоговоре, трудовом договоре или локальном акте. И работодатели не раз высказывали это в судах. Конституционный суд РФ верно отметил, что в законодательстве необходимо установить такие нормы, которые — с учетом специфики творческой деятельности — предоставляли бы творческому работнику действенные гарантии защиты от одностороннего, произвольного изменения работодателем условий трудового договора. Речь идет об оплате труда при отсутствии или снижении репертуарной востребованности конкретного артиста, повлекшем уменьшение объема исполняемых им трудовых (то есть должностных) обязанностей, причем не по его вине. Иначе мы потеряем театры, куда будут приходить непрофессиональные художественные руководители и режиссеры. С теми артистами, которые понимают, что происходит, знают свою профессию и более квалифицированны, они справиться не смогут и будут их отстранять от работы. Уже сегодня в театр пойти некуда — в Москве их осталось несколько, остальные практически уничтожены. А эта норма позволяет непрофессиональным руководителям избавляться от профессиональной труппы.
ДЕНЬГИ ДЛЯ АКТЕРА О применении такой практики “Солидарности” рассказал заслуженный артист России и председатель первичной профорганизации Театра на Таганке Иван Рыжиков. Он говорит, что неприятные нововведения в театре начались после назначения худруком Ирины Апексимовой, когда актеров стали переводить с бессрочных на срочные контракты. Вслед за отстранением от участия в спектаклях, путем ввода вторых составов, примерно год назад Рыжикову стали платить лишь 2/3 от оклада. Тут же были введены обязательные вечерние тренинги по пластике и речи.
По словам актера, это было сделано для того, чтобы у работодателя на случай суда были доказательства, что сотрудник обеспечен работой (в соответствии со ст. 22 ТК РФ). И в то же время при его отказе посещать тренинги театр имел бы возможность уволить артиста за неисполнение обязанностей.
— Это такая политика — взять измором, чтобы человек уволился, — рассказывает он. — Благо у меня бессрочный контракт, а так Ирина Викторовна уже всех остальных перевела на срочный договор. И работников присоединяемого театра “Содружество актеров Таганки”
тоже всех сейчас переводит на срочный контракт, чтобы легче было избавиться от людей. Вот таким образом вытесняют. А наш профсоюз просто хотел отстоять театр.
По словам актера, 1 декабря ему было вручено письмо с уведомлением о возвращении 1/3 оклада. Но вместе с переходом на выплату оклада в полном размере актеру вменили в обязанность все рабочие дни находиться в театре с 11 до 19 часов — в гримерке, а не сцене. При том, что в его трудовом договоре написано, что артист вызывается для участия в репетициях или спектаклях.
— В театре должны работать люди всех возрастов, и не может быть такого, чтобы они все вместе были заняты: бывают разные постановки, — поясняет зампред первичной профорганизации МХАТ им. Горького Андрей Зайков. Он прошел через аналогичную ситуацию с приходом нового худрука, Эдуарда Боякова. Тот пытался перевести всех актеров с бессрочного на срочный договор и так же лишал отказавшихся от срочных договоров артистов всех ролей и премий.
Отметим, что законопроект “О внесении изменений в статью 157 Трудового кодекса РФ” затрагивает не только театральных актеров. По постановлению правительства РФ от 28.04.2007 № 252, утверждающему перечень профессий и должностей творческих работников, к этой категории относится 189 профессий, от модельера до звукорежиссера и от скульптора до бутафора.
Кстати, упомянутый проект закона находится на рассмотрении в ФНПР, куда Минтруд России прислал его на согласование.
Комментарий Юрий Пелешенко, руководитель правового департамента ФНПР:
— Мы не согласны с этим проектом федерального закона. Не согласны в связи с тем, что им фактически приравнивается оплата времени, когда творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений и не выступают, к оплате периода простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Все это регулируется частью 2 статьи 157 ТК РФ. Также и Конституционный суд настаивает: нет вины творческого работника, если руководство театра не предложило ему роли. Даже не имея роли, актеры все равно участвуют в различных подготовительных мероприятиях и т.д. Это главное.
Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©